• 12 Февраля 2025, 09:38:39

Автор Тема: Плодово-ягодное виноделие  (Прочитано 131067 раз)

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
  • -Дано: 854
  • -Получено: 2420
  • Рейтинг: 2425
  • Пензенская обл., г. Белинский
Плодово-ягодное виноделие
« : 21 Октября 2014, 17:14:22 »
Плодово-ягодным виноделием занимаюсь с 2003 года. Было много ошибок, неудач, поисков лучших сочетаний, в результате которых выработался небольшой опыт и отношение к виноделию в целом. Сейчас хочу переквалифицироваться на виноградное виноделие, повысить свой "уровень", так сказать, хотя где-то читал, что плодово-ягодное сложнее и к нему стоит обращаться уже после того, как освоите виноградное. Являюсь сторонником мнения, что плодово-ягодные вина ничем не хуже виноградных, хотя первенство ягоды винограда не оспариваю: это факт, а иногда и лучше.
Данную тему открываю со следующими целями: поделится своим опытом (может кому пригодится) и услышать мнения форумчан об этом смежном занятии, которое доставляет мне удовольствие вот уже 11 лет.
Все, что написано ниже, только мое мнение, на истинность не претендую)

Начну, пожалуй, с самого распространенного сырья для данного типа виноделия - это яблоко (хотя в моей практике оно не самое распространенное).

Яблоки предпочитают в плодово-ягодным виноделии из-за их массовости (легко доступны) и выхода сока. Все. Более положительных тенденций использовать именно их я не вижу, хотя по составу...

У меня вино осветлялось хорошо, чего не скажешь о некоторых знакомых, у кого я пробовал яблочное (не знаю как так можно делать и пить вино, что оно не успевает осветляться). Положительно на вкусе вина сказывается комбинация многих сортов с содержанием кислых, горьких и сладких, и выдержка в дубовой бочке.
Купаж яблочного виноматериала и других... очень много рецептов, очень много пробовал, но ничего впечатляющего, на чем стоило бы акцентировать внимание. Тяжелое вино, хотя очень красивое на цвет, после 2-3 лет выдержки. Предпочитают его все пить молодым, но раскрывается оно именно после 3ех летней выдержки.
В следующем посте расскажу о "темной лошадке" в плодово-ягодном виноделии - ирге.
"Нет большего наслаждения в мире, чем ощущать благоухание цветущего виноградника..."
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
Re: Плодово-ягодное виноделие
« Ответ #1 : 21 Октября 2014, 17:32:51 »
Итак ирга

очень много витамина P.
Ирга дает специфическое и оригинальное на вкус вино, но раскрывается только в присутствии черной смородины. Неудобство сбора ягод обуславливается тем, что поспевают они неравномерно, и поэтому сбор проходит в 2-3 этапа. По технологии эту ягоду я отношу к третье группе (1ая - без добавления воды или с минимальным добавлением, 2-ая с обязательным минимальным добавлением воды, 3я группа - ягоды с плохим выходом сока, 4ая - без видимого сока вообще или с минимальным содержанием сока, например шиповник).
При приготовлении вина из ирги использую только свежесобранную, немытую ягоду (она плохо хранится), засыпаю в бутыль неразмятую минимум на половину объема, заливаю сироп из обязательно родниковой воды (родниковую воду использую принципиально, так как от качества воды на 30% зависит и качество вина) и ставлю под гидрозатвор или перчатку в тепло. Через месяц отделяю от ягод и снимаю с осадка, добаляю сахар, если надо. Еще через 2 месяца снова снятие с осадка. после можно подождать еще пару месяцев, закрыв бутыль плотно, снять с осадка и разлить по бутылкам. Данная технология применяется мной и для смородины, аронии (черноплодной рябины). Раскрывается после 3его года выдерки, очень капризно в процессе брожения, контакт с воздухом свести к минимуму.
"Нет большего наслаждения в мире, чем ощущать благоухание цветущего виноградника..."
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #2 : 21 Октября 2014, 17:44:14 »
Черная смородина

Уникальное для плодово-ягодного виноделия сырье. В ягодах чёрной смородины содержится витамины (витамины C (до 400 мг/%; по другим источникам, до 570 мг%[5]), В, Р, провитамин A), органические кислоты (лимонная и яблочная), различные сахара (в основном глюкоза и фруктоза), гликозиды и флавоноиды, пектиновые, дубильные, антоциановые (цианидин, дельфинидин) и азотистые вещества. Минеральный состав ягод (в мг/%): натрий — 32, калий — 372, кальций — 36, магний — 35, фосфор — 33, железо — 1,3.
В чем же ее уникальность? Дело в том, что это идеальное средство улучшить любое вино в купаже. Готовить его лучше сортовым, но как сортовое оно в питье используется мало, так как имеет яркий спецефический аромат и вкус. Глубокий цвет вина из черной смородины дополнит любую блеклую палитру неудавшегося по интенсивности окраски виноматериала.
В моей практике из смородины урожая засушливого 2010 года в сепаже с 10-15% красной смородины, дало такое удивительное вино, что уже после 2ух лет выдержки в нем не было ни грамма от вкуса исходной ягоды, никто не угадал из чего было сделано вино. Давал бутылочку на встречу московской комиссии, так бывалые завсягдатые таких мероприятий улетали с первого же бокала и ругались на крепкость, хотя никогда я не добавляю спирта ни капли. Вот так 2010 год без дождей!
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #3 : 21 Октября 2014, 17:53:53 »
Малина

Конечно, малина, это один из ярких представителей сырья для плодово-ягодного виноделия. Потому что, дает нежные мягкие вина уже к Новому году. Потому что дает неповторимую яркую, праздничную окраску. Потому что очень романтичный аромат и с ним легко уговорить любую девушку).
Но. Есть еще и лесная малина, которая имеет горьковатый привкус, в сепаже с садовой дает более сложное вино. Да, его тяжело собирать, полазийте по крапиве, среди комаров и прочей мошкары, да и урожайность у лесной гораздо меньше, чем у ее садового собрата. Особенно хороша малина в сосновом бору.)
Плиний Старший

Оффлайн Т.И.Т.

• Ветеран
  • Спасибо
  • -Дано: 2297
  • -Получено: 8256
  • Рейтинг: 8292
  • България
« Ответ #4 : 21 Октября 2014, 18:06:43 »
«Информация - это не знания, единственным источником знаний является опыт». А. Эйнштейн

Оффлайн Гутов Сергей

• Ветеран
  • Спасибо
  • -Дано: 15983
  • -Получено: 22721
  • Рейтинг: 22856
  • Алма-Ата
« Ответ #5 : 21 Октября 2014, 20:34:17 »
Делал в своей жизни вино из яблок - получалось неплохое, но немного переокисленное.
Делал из персиков - аромат волшебный, но вино очень водянистое, почти вода. Душистая персиковая вода.
Из малины вино получалось шикарное.
Отличное вино выходит из красной и чёрной смородины, но с сахаром. Сухое пить невозможно, сгорит желудок.
Делал из лепестков роз. С сахаром. По другому с розами никак... Душистое очень.
Делал даже из лепестков пиона. Пить нельзя! Лекарство горькое...

Оффлайн Кузьмин Игорь Евгеньевич

• Ветеран
  • Спасибо
  • -Дано: 38097
  • -Получено: 46144
  • Рейтинг: 46185
  • Московская обл.г Павловский Посад. 265 сортов винограда.
    • Саженцы и черенки винограда из Подмосковья
« Ответ #6 : 21 Октября 2014, 21:09:43 »
Итак ирга
У нас в Подмосковье,эту ягоду называют "КАРИКА".
Как же я люблю Виноград.
Каталог посадочного материала

Оффлайн Кузьмин Игорь Евгеньевич

• Ветеран
  • Спасибо
  • -Дано: 38097
  • -Получено: 46144
  • Рейтинг: 46185
  • Московская обл.г Павловский Посад. 265 сортов винограда.
    • Саженцы и черенки винограда из Подмосковья
« Ответ #7 : 21 Октября 2014, 21:20:11 »
Мой товарищ,живущий по соседству,делал вино из сливы,так называемая сливянка.Вино сказачно вкусное.Но есть две проблемы.
1). Очень сильно слабит.Хорошо пить тем у кого запоры. :bj:
2).Очень много осадка,снять практически не возможно. в 20 литровой бутыли,15 литров осадка и 5 литров вина. ::(:
Как же я люблю Виноград.
Каталог посадочного материала

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #8 : 21 Октября 2014, 22:04:48 »
У нас в Подмосковье,эту ягоду называют "КАРИКА".
Наверно, Коринка?
Буду описывать и другие ягоды,  из которых делал вино, их ещё много)
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #9 : 21 Октября 2014, 22:28:31 »
На счет сахара оговорюсь сразу:  в плодово- ягодном виноделии без него никуда. Это обязательный ингридиент.
Далее. Крыжовник.

Вино из крыжовника меня удивило. Не зря оно стоит особняком и приближается по вкусовым качествам к виноградным винам,  а если капнуть в историю, то были времена, когда вино из крыжовника выдавали за виноградное.
Спелые, немытые ягоды (далее я не буду повторятся про немытые:  это обязательное условие для всех ягод и фруктов) раздавливаем,  помещаем в бутыль,  добавляем сироп,  сверху немного присыпаем малинкой и под гидрозатвор/ перчатку. Выдержка в бочку благотворно сказывается на вкусе,  а он действительно бесподобен. В прошлом году сделал 20 литров крыжовника с малиной сепаж,  поставил на 3 года в стекле.
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #10 : 21 Октября 2014, 22:37:32 »
Слива. Торн. Торнослив.

Я бы не рекомендовал его использовать в качестве сырья для вина,  если только у вас ни заросли торна и его некуда девать. Да,  слабит,  а если выпить больше стакана, то и голова болеть будет от молодого вина. С выдержкой преобретает терпкость. Осветляетя плохо. Я делал вино в 2008 из какого-то очень крупного сорта терна размером с абрикос,  наверно гибрид. Стоит до сих пор-  терпкое,  густое.
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #11 : 21 Октября 2014, 23:11:18 »
Земляника.

Есть 2 больших минуса в приготовлении вина из земляники. 1 - трудоемкость сбора. 2 - очень капризное при брожении. Малейший недогляд или недобор сахара и будет в лучшем случае душистый уксус. Если эти минусы не остановят,  то получите ароматное теплое вино изумительного рыжеватого цвета с глубокими переливами. Удивятся самые искушенные друзья. У меня получалось 1 раз из 3 лет где-то по 2-4 бутылки и больше 2ух лет не залеживались)
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #12 : 22 Октября 2014, 08:19:25 »
Еще пару слов хотелось бы добавить о малине. Технология приготовления, конечно же, другая: ягода сминается и помещается в эмалированную посуду, накрытую от мошек марлей, и ставится в теплое место. Через день-два сверху образуется шапка мезги. Вот в этот момент и отжимается сок, добавляется сахар и вода, если нужно и под перчатку. Перебарщивать с водой нельзя, иначе вкус конечного вина будет слабым и бледным, добавляется, обычно, максимум мл 100 на трехлитровую банку малины.
Удивительно наблюдать за тем, как бродит малина: сусло несколько раз меняет цвет с нежно-розового до темно бардового, частички ягод суетятся, словно жители огромного мегаполиса  - сразу видно, что жизнь кипит в этой банке не хуже, чем в нашей реальной жизни и что это процесс действительно живых бактерий, вино развивается и меняется на глазах.
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #13 : 22 Октября 2014, 08:42:51 »
Шиповник.

Шиповник не самая популярная ягода в плодово-ягодном виноделии. И почему же? Взглянем на эту картинку...

Плоды шиповника обладают фитонцидными и мощным бактерицидным свойствами. Содержат большое количество антиоксидантов. Но самое главное — плоды шиповника являются ценным поливитаминным средством. Они использовались в лечебных целях, особенно как антицинготное средство начиная с XVI века, а может быть и раньше, когда на них меняли соболиные и другие ценные меха, бархат и атлас.
Знаете ли вы, что аскорбиновую кислоту получают из плодов шиповника коричного, иглистого, даурского, Беггера, Федченко, морщинистого, собачьего, плоды которых содержат не менее 1 % витамина C? А все потому, что в плодах шиповника аскорбиновой кислоты примерно в 10 раз больше, чем в ягодах чёрной смородины, и в 50 раз больше, чем в лимоне, в 60—70 раз больше, чем в хвое сосны, ели, пихты или можжевельника. Да, удивительная ягода. Но... практически нет сока.
Я все же рискнул сделать из него вино, для чего ездил в деревню к жене, поблуждал по полям, лесам, заброшенным садам, в итоге набрал кг 2 шиповника пяти разных сортов, и понемногу боярышника и барбариса для придания конечной ароматике изысканной формы). Залил все это сиропом и стал наблюдать. Долго он не принимался бродить, но все же забродил. По началу вкус мне не понравился, и я его поставил на выдержку, но через 5 лет хранения в стекле, вино стало неописуемо вкусным, душистым, цвета прозрачной смолы и напоминало микстуру от кашля из детства. Кому давал пробовать, были в восторге. Каждый год хочу повторить тот эксперимент, но все никак руки не доходят.
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #14 : 22 Октября 2014, 08:53:30 »
Рябина красная

Мой опыт виноделия из данной ягоды был неудачным. Сладких сортов рябины под рукой не было, а убить горечь не удавалось никак: и после морозов снимал, и в морозилку клал, и даже по старинному русскому рецепту готовое вино в феврале выносил на улицу на мороз и оставлял до образования ледяной корочки. Ничего не помогало - горечь все равно оставалась и придавало вину неприятный оттенок, потому что была навязчивой и отчетливой. Купаж с яблоками ничего хорошего не дал. Я оставил все попытки делать из рябины вино.
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #15 : 22 Октября 2014, 11:56:30 »
Ежевика.

Ягоды ежевики содержат полный природный "витаминный комплекс". В ее составе есть витамин С, каротин (провитамин А), витамины группы В (по содержанию в ягодах никотиновой кислоты, ежевика является "чемпионом" среди всех ягод), витамин Е, в меньшем количестве - витамины Р, РР и К.
В плодах ежевики присутствуют:
- минеральные вещества: натрий, калий, кальций, магний, фосфор, железо, медь, никель, марганец, молибден, хром, барий, ванадий, кобальт, стронций, титан
- клетчатка
- сахара: глюкоза и фруктоза (до 6-7%)
- около 1% составляют органические кислоты: яблочная и лимонная (в меньшем количестве, винная и салициловая)
- токоферолы
- пектиновые вещества (до 1%)
- значительное количество фенольных соединений капилляроукрепляющего противосклеротического и противовоспалительного действия.
В семенах ежевики более 12 % жирного масла.
Вино дает густоокрашенное, темно кровавого с синевой цвета. Жаль ее не много в наших краях, я бы с удовольствием делал бы из нее вино. Собирал по лесам, но дело это имеет еще меньший КПД по сравнению со сбором лесной малины, а в США и Мексике ее выращивают в коммерческих масштабах.
Можно использовать для придания глубины цвета слабоокрашенным винам.
Плиний Старший

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #16 : 22 Октября 2014, 12:31:45 »
Вишня.

Вишня хороший вариант для виноделия: если правильно подобрать сорта, то можно обойтись без добавления воды, но если сорта кислые, то для понижения общей кислотности придется доболять некислые виноматериалы, либо воду. Молодое вино по вкусу и аромату напоминает вишневый кампотик, но с небольшим градусом. В процессе выдержки у вишневого, как впрочем и у всех вин, пропадает привкус родной ягоды.
Спорным вопросом остается отделение косточек: отделять совсем, совсем не отделять или часть косточек раздробить и пустить в бродящее сусло. Если вино готовится с раздробленными косточками, то тут важно употребить такое вино молодым, что связано с какими-то негативными реакциями синильной кислоты в процессе выдержки. Сейчас я делаю вино без косточек. Процесс отделения происходит вручную, очень трудоемкий, требует терпения, но с определенной стороны может превратиться внезапно в веселое и впоследствии трудноотмываемое занятие). Начальный этап приготовления вина похож на технологию виноградного для красных сортов вин: настаивание на мезге 2-3 дня. Затем сок отжимается, пробуется на вкус, добавляется сахар или сироп и в путь. Цвет почти черный, на свету - темный рубин, вино достаточно густое, медленно стекает по стенкам бокала, оставляя красивые, ровные и тяжелые дорожки, но я бы не назвал вкус этого вино выдающимся, как у вина из малины или шиповника, например: все-таки этот виноматериал распространен наряду с яблочным и в своей массовости теряет часть оригинальности. Отлично получаются сухие вина.
Плиний Старший

Оффлайн storojh

• Постоялец
  • Спасибо
  • -Дано: 1723
  • -Получено: 1830
  • Рейтинг: 1834
  • Краснодарский край
« Ответ #17 : 23 Октября 2014, 06:50:17 »
Влезу и я в Ваши описания. Я , по просьбе жены, каждый год делаю вино или напиток, кому как, из смородины и малины.Женщины в восторге. 2 кг смородины разминаю и в 10л бутыль.  Добавляю 1кг малины, сахар на глаз кг 1,5 или чуть меньше.Заливаю виноградным соком из магазина, у нас продается в 3 лит. банках. Бродит на диких дрожжах. Получается, как сейчас говорят, БОМБА. 

Оффлайн storojh

• Постоялец
  • Спасибо
  • -Дано: 1723
  • -Получено: 1830
  • Рейтинг: 1834
  • Краснодарский край
« Ответ #18 : 23 Октября 2014, 07:33:16 »
Сергей, если сами делали, напишите пожалуйста рецепт вина из бузины древовидной. Где-то читал , что применяется для исправления, улучшения вина.Спасибо.

Оффлайн Сергей Савочкин

• Старожил
  • Спасибо
« Ответ #19 : 23 Октября 2014, 08:21:36 »
каждый год делаю вино или напиток, кому как, из смородины и малины.Женщины в восторге.
Смородина и малина - хорошее сочетание, но я бы не рекомендовал раздавливать ягоды смородины - я так никогда не делаю: все, что надо вода забирает из кожицы и мякоти смородины во время брожения в течении первого месяца. и я не понял зачем заливать именно виноградным соком? Я не уверен как делают этот сок, а вдруг что-то добавляют? Хотя попробовать можно) Но родниковая вода без всяких примесей посторонних, как мне кажется, лучше заберет от смородины и малины, то, что ей надо для превращения в вино, а виноградный сок тут как посторонний гость, который будет гнуть свою линию. Я не утверждаю, что результат будет хуже, потому что не пробовал, чтобы сравнить, но раз говорят что "бомба", значит так оно и есть).
Добавьте ирги еще в это сочетание и получите очень интересный вкус, который я считаю идеальным для плодово-ягодного виноделия, но ирги должно быть примерно столько же сколько и смородины.
Сергей, если сами делали, напишите пожалуйста рецепт вина из бузины древовидной.
Нет, не делал, но вот, что нашел в дебрях интернета: "Варенье и вино из цветков это уже пищевые продукты, но из бузины можно еще приготовить и кое-что другое: повидло, кисель, сироп, вино из ягод, компот, мусс, джем и еще невесть что. И все это будет исподволь оздоравливать вас.
Сразу следует отметить, что вкусовые особенности ягод бузины не вызовут энтузиазма у гурманов. И в тоже время есть в бузине что-то  пикантное, особенно если употреблять ее не одну, а в сочетании с другими компонентами. И тогда она способна даже улучшить вкус привычной еды.
Один пример: мой знакомый – южанин делился, что, занимаясь виноградарством, он опробовал всякие рецепты вин, и одним из его любимых напитков является вино, купажированное небольшим количеством ягод бузины, добавленных к винограду. По его мнению, вкус такого вина становится более гармоничным. Когда он дает продегустировать его знакомым, они в недоумении пожимают плечами и начинают гадать, что это-де, очевидно, какой-то мускатный сорт винограда."
Я для этих целей применяю именно черную смородину: улучшает и исправляет вкус и цвет любого вина, особенно, когда постоит и потеряет привкус ягоды.
У нас как-то не распространена бузина, или я на на нее не обращал внимания. Даже на рынке бабки, продающие всякие лекарственные ягоды, к категории которых и бузина относится, именно бузиной не торгуют. У нас популярны, шиповник и боярышник. но рецепты, если честно, меня заинтересовали - их полно в интернете, думаю технология приготовления такая же , как и для смородины, раздавливать ягоды, как это советуют, я бы не стал, и на это есть свои метафизические причины).

Тема купажа виноградного вина и каких-нибудь ягод - это исследовательская область, которой мало уделяют внимания. Я обязательно что-нибудь попробую. Виноградное и плодово-ягодное виноделие - не соперники, это смежные области одной культуры, которые имеют право иметь общие зоны соприкосновения, выражаясь математическим языком, пересекающиеся подмножества.) Наверно, многие посчитают это кощунством и "богохульством виноградного виноделия", это со стороны похоже на скрещивание разных видов, но это далеко не так. Все объединяет вода, содержащаяся в соке ягод. Это уникальное вещество, мало изученное, но творящее настоящее волшебство.
Плиний Старший