С моей точки зрения, закон нужен , но нуждается в серьезной доработке. Следующий пост - некоторые мои соображения на тему закона.
Писала отзыв на закон по просьбе журнала Садовник. Но решила, что виноградарям -еще более чем садовникам- надо поразмышлять на эту тему , причем совместно.
Мой отзыв - это частное мнение северного виноградаря, подручного винодела и винолюба - в одном лице.
Что в плюсе, что в минусе.
О плюсах, включая относительные плюсы - позже.
Минусы закона о виноградарстве и виноделии
Сначала по определениям. К субъектам виноградарства и виноделия отнесены виноградарские и винодельческие хозяйства, научные, профессиональные и образовательные организации, которые производят продукцию из винограда. Отечественные винодельческие предприятия, которые удовлетворяют этим требованиям, получат бюджетные субсидии и налоговые вычеты (! ).
Как я понимаю, именно за это и будет борьба. Боюсь, что не всегда справедливая. Почему?
1. Пока новый закон вообще не предусматривает помощь государства фермерам-виноделам и малым предприятиям.
Нет отдельной главы в законе, прописывающей щадящие условия работы для них. А без этого малые предприятия не смогут выдерживать конкуренцию с крупными производителями вина. Нынешний закон о виноградарстве и виноделии практически ориентирован только на крупные холдинги и средние предприятия. Малый бизнес в расчет не принимается. Хотя в настоящее время и так создать даже небольшую винодельню при винограднике может только обеспеченный человек. Если же нет серьезных средств, то нужно брать кредиты. А ведь даже если кредит беспроцентный, то чем фермеру платить основную задолженность, если его виноград растет не менее пяти лет? Ведь до этого времени никакого дохода нет и быть не может? Малым предприятиям обязательно нужны преференции.
Только в начале документа в п.2 просто упоминается, что закон в числе прочих субъектов «регулирует отношения, возникающие между организациями, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области виноградарства и виноделия. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в целях, не связанных с реализацией произведенной продукции виноградарства».
Также определение «виноградарские хозяйства» гласит: «организации независимо от организационно-правовой формы, включая опытно-производственные хозяйства научных организаций, сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в качестве юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные без образования юридического лица, индивидуальные предприниматели и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, осуществляющие виноградарство, у которых в собственности, аренде или на ином законном основании имеется виноградарское предприятие".
2. Закон также упоминает в числе субъектов ( см. выше) , но не предусматривает никаких льгот и для тех, кто ведет личное подсобное хозяйство. Речь о садоводах-частниках, тех, кто растит виноград , в том числе имеющих минивинодельни. А среди них есть способные селекционеры винных сортов и талантливые виноделы.
3. Кроме того, необходимо разрешить виноградарям-фермерам и садоводам с личным подсобным хозяйством делать из винограда всё: сухие и десертные вина, изюм, давить лечебное виноградное масло из косточки. Сейчас это не разрешается.
4. Про любительские объединения виноградарей и виноделов, клубы, ассоциации, и о каких-то льготах для них в Законе пока вообще речи не идет. На эту. Тему нет ни слова. А на настоящий момент они несомненно несут в нашей стране значительную научно-исследовательскую и образовательную функцию в виноградарстве и в виноделии. Поэтому любительские обединения виноградарей и виноделов заслуживают и внимания, и преференций.
5. Понятие микровиноделия в законе пока закреплено исключительно за научными учреждениями. Ст 3.45 "Микровиноделие – ограниченное по объему производство малых партий винодельческой продукции в целях изучения и испытания сортов и клонов винограда, осуществляемое опытно-производственными подразделениями специализированных научно-исследовательских учреждений и подлежащее лицензированию в упрощенном порядке".
6. Ни слова не сказано в новом Законе и о статусе монастырских виноградников и виноделен, которых сейчас появились не только на юге, но и в нетрадиционных для виноградарства северных регионах.
Странные моменты в законе о виноградарстве и виноделии
1. Пункт 21.21 "При купажировании вин, крепленых вин разных лет урожая полученной партии винодельческой продукции присваивается год урожая самого молодого вина, крепленого вина, направляемого в купаж".
Т.е. если старое вино виноделы объединяют с молодым вином этого года, хотя бы в небольшом процентном количестве, то продукт будет считаться вином этого года!
2. Напоследок, «бессмертное», с моей точки зрения, определение из этого Закона. «Виноградник – сложная вещь, состоящая из участка виноградопригодных земель с расположенными на нем виноградными насаждениями».
То есть, если "сложная вещь - виноградник" - находится и даже неплохо плодоносит не на так называемых "виноградопригодных", а на трудных для выращивания винограда землях в зоне рискованного земледелия, то это уже не виноградник? Тогда за что вообще мы, северные виноградари, боремся, продвигая солнечную ягоду на север и восток?!
Это не все, но многое из того , что я думаю по поводу этого документа.
Улучшить Закон о виноградарстве и виноделии необходимо и возможно.