Вина из винограда сорта Мускат интересны и потребителям, и производителям. Но какова площадь виноградников мускатных сортов в нашей стране, точно не знает никто. По оценкам специалистов, использующих данные переписи 1994 г. и информацию о новых посадках, на которые выделялись субвенции, общая площадь плантаций Муската (из технических сортов, в основном, встречаются Мускат белый, Мускат-оттонель и Мускат гамбургский) не превышает 4-5%, т.е. порядка 5 тыс. га.
Эксперт-винодел Национального бюро винограда и вина Елизавета Бряхнэ отметила, что Мускат для виноделов достаточно сложный сорт. В советские времена мускатные вина выпускались только десертными (с добавлением спирта для остановки брожения) или с содержанием сахара, т.к. остаточный сахар позволял удерживать ароматические вещества вина и сохранять его прекрасный аромат в течение долгого времени. В сухих винах мускатный аромат держится не более года. Это еще зависит от кислотности. Недостаток сорта – в низкой кислотности, поэтому важно вести мониторинг кислотности в виноградных ягодах во время их созревания. Из-за низкой кислотности вино быстро окисляется. Поскольку ароматические вещества Муската сконцентрированы в кожуре винограда, сусло обязательно настаивают на мезге при пониженной температуре, чтобы максимально извлечь эти вещества в будущее вино.
В кишиневских супермаркетах большой выбор Muscat -а, но, в основном, это полусухие и полусладкие вина. Уже стал редкостью десертный Muscat, и относительно недавно на магазинных полках появилось это сухое вино. Один из производителей - AurVin (предприятие построено в 2001 г. в СЭЗ «Вулкэнешть», но только в конце прошлого года его продукция появилась на внутреннем рынке, прежде это было запрещено). AurVin на этикетке указывает вид муската – Muscat ottonel.
По словам коммерческого директора компании DK-Intertrade (в нее входят AurVin и Nis-Struguras) Раду Ешану, компания вышла на молдавский рынок с серией AurVin Estate, в которой представлен сухой Muscat ottonel категории Selectat. Выбор сделан в пользу этого вина, несмотря на то, что предприятие производит и полусухой, и полусладкий Muscat – более питкий. Но поскольку тренд Западной Европы – пить сухие вина, то производитель пытается вести потребителей за собой, предлагая сухой Muscat ottonel.
«Даже среди полусладких вин, которые экспортируются из Молдовы, - больше всего вин с мускатными тонами, включая и купажи, - говорит Раду Ешану. - Мускатные вина продаем на всех экспортных рынках (16 стран). Виноград для них выращиваем и на своих плантациях и покупаем. Кроме того, среди игристых вин самые продаваемые – тоже мускатные, потому что потребители любят ароматные легкие питкие вина. Основные потребители вин Muscat – женщины, и молодежь к ним склоняется в странах, где нет классического виноделия и где потребители больше подвержены моде. На основе сортов винограда с мускатным ароматом делается много винных напитков. Мы тоже разработали винный газированный напиток, который продаем в США».
«Мускатные вина занимают большую долю – примерно 15% экспорта в сегменте main stream (нижнем среднем сегменте – 3,5-4 доллара или евро, в зависимости от страны) и пользуются высоким спросом как на рынках СНГ, так и Восточной Европы, - считает коммерческий директор группы компаний Bostavan Артур Марин. – Muscat реже встречается в сухом варианте. Кислотность винограда этого сорта не достаточна для того, чтобы сделать из него сухое вино в сегменте «премиум». Vinaria-Bostavan больше продает на экспорт полусладкий Muscat. И на внутреннем рынке его продается достаточно много, но меньше, чем на внешних рынках. Это связано с тем, что в целом на молдавском рынке наблюдается тенденция спада потребления полусладких вин».
В серии Bostavan есть два вида Muscat-а (сегмент до 40 леев) - белое и розовое натуральные полусладкие вина категории Selectat. По словам Артура Марина, производитель не стал поднимать цены на вина в среднем ценовом сегменте из-за девальвации лея. Поэтому предприятие снизило свою доходность в этом сегменте, а потребители получили хорошее предложение в соотношении «цена/качество». Продажи этих Muscat-ов растут (белый вариант – на 30% за год, т.к. он вышел на рынок в 2012 г., а розовый дебютировал год назад и нарастил объем в три раза), при том, что в целом сегмент полусладких вин в Молдове падает, и общий рынок вина не вырос. Тем не менее, качественный продукт регистрирует рост.
По словам директора компании WIP Вячеслава Левицкого, традиционно больше пользуется спросом полусладкий Muscat, но в последнее время понемногу растет потребление сухого и полусухого. Это в контексте того, что в целом наблюдается изменение потребительских предпочтений от полусладких вин к полусухим. Muscat по объемам заметно уступает лидерам продаж среди белых сортовых вин – Chardonnay и Sauvignon. Тем не менее, у него есть свой рынок.
«У нас из 600 га виноградников Мускат занимает 40 га в центральной и южной зонах республики. Для этих вин наши основные экспортные рынки – Казахстан, Румыния, Прибалтика, была Украина (объемы упали, как у всех). Мускат встречается и в блендах. Они у нас носят фантазийные названия, но их доля невелика в общем объеме белых вин (12%), т.к. в последние годы потребители больше предпочитают сортовые вина. На внутреннем рынке Muscat продается примерно в таком же соотношении, как и на экспорт (15%)», - говорит менеджер.
В столичных супермаркетах из тихих вин Muscat (не ice-wine) самым дорогим (более 60 леев) было вино в сувенирной бутылке от WIP на фоне цен от 32 до 46 леев. Порадовал цвет вина – светло-соломенный, что говорит о том, что его удалось уберечь от окисления. Вячеслав Левицкий объясняет высокую цену тем, что бутылка, импортированная из Хорватии с уплатой таможенной пошлины, стоит почти столько же, сколько и вино. Тем не менее вся серия вин хорошо продается. Это говорит о том, что человек покупает не только бутылку в подарок, потом он возвращается еще, потому что понравился продукт.
По мнению собеседника, у мускатных вин хорошие перспективы, т.к. в целом выровнялись объемы продаж красных и белых вин (раньше их соотношение было как 70/30). Потребители все больше предпочитают легкие питкие вина с понятным ароматом, к которым относится и Muscat. К сожалению, упал спрос на десертный Muscat, из-за фискальной политики и в Молдове, и в других странах, где акциз приравняли к акцизам на крепкие напитки (из расчета на 1 л а.а.), и они стали очень дорогими. Акциз на винный дистиллят, который используется при производстве десертных вин, включается в стоимость готового продукта, если вино продается на внутреннем рынке, несмотря на то, что в Молдове вино – пищевой продукт и освобождено от акциза.
«В десертном Muscat-е аромат более насыщенный. Это вино очень нравится гостям предприятия, и участникам дегустаций, которые проходят на выставках, но когда дело доходит до покупки, то потребители выбирают натуральные сухие, полусухие или полусладкие вина из-за цены», - делает вывод руководитель компании.
Навскидку вспоминаются очень удачные вина Muscat с богатым букетом - от Vinuri de Comrat (десертное вино урожая 2010 г. завоевало золотую медаль на конкурсе Chisinau wines & spirits contest` 2014) и от Chateau Vartely – специальное полусладкое вино с медовым ароматом, с нотками айвы и ванили на фоне характерных мускатных тонов.
По словам генерального директора предприятия Людмилы Гогу, это вино пользуется наибольшим спросом в линейке специальных вин, опережая даже «Кагор». Также Chateau Vartely производит и ice-wine Muscat ottonel, который завоевал не одну медаль в Европе (в мае этого года - Большую золотую медаль в Италии). Этот вид «ледяного вина» особенно популярен. Из общего объема продаж ice-wine 55% приходится на Muscat ottonel (еще в ассортименте есть Riesling и Traminer). Его основной рынок – Китай (70% объема), хотя понемногу он продается почти везде, куда поставляется продукция Chateau Vartely – в США, ЕС, Японии, в настоящее время ведутся переговоры с клиентом в Ирландии. Экспортная цена – 7-9 евро за бутылочку объемом 375 мл, в зависимости от упаковки и величины партии. На внутреннем рынке в рознице это вино стоит 320-340 леев.
И еще один эксклюзивный продукт в портфолио этого производителя – виноградная водка крепостью 40% на основе дистиллята из виноматериала сорта Мускат – Rachia di Moscato. На нее тоже спрос выше, чем на другие виды дистиллятов (продается на внутреннем рынке и в Китае, но пока в небольших объемах). Учитывая спрос на продукты из винограда Мускат, в компании решили к существующим 25 га виноградников посадить еще 20 га.
Дистиллят из виноматериалов сорта Мускат вырабатывают и на заводе Mold-Nord – Rachiu de vin Muscat (41%), в том числе и с выдержкой в течение года. В этом сегменте наши производители опережают спрос, т.к. в Молдове нет традиции потребления таких напитков, и потребители их мало знают. Поэтому не решаются запустить индустриальную партию такого напитка на Barza Alba, хотя тонкостям технологии в рамках одной научной работы было посвящено 12-14 лет экспериментов. Дело – за маркетингом, для которого в кризис не хватает средств.
У мускатного дистиллята есть одна особенность – его производят в мире 150 млн бутылок и потребляют, в основном, на местных рынках – в Чили, Перу, Болгарии. Для сравнения, коньяка (во Франции) изготавливают 200 млн бутылок и продают по всему миру. Поэтому экспортировать наш Rachiu de vin Muscat будет трудно. А производителю нужна мотивация.